На главную
На главную
Написать письмо
Поиск по сайту
Особенности эксплуатации троллейбусов на литий-ионных аккумуляторах с автономным ходом 30 - 60 км
13.06.2012

В июне 2011 года на постоянный городской маршрут № 5а в городе Новосибирске вышел троллейбус с большим автономным ходом на литий-ионных аккумуляторах. Электротехническое оборудование для троллейбуса поставили новосибирские компании НПФ "Арс Терм" и НПФ "Ирбис", сборка и сертификация троллейбуса была выполнена компанией "Сибирский троллейбус".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 С февраля 2012 года троллейбус переведен на маршрут № 401 (пл. Калинина - международный выставочный комплекс "Новосибирск Экспоцентр"-аэропорт "Толмачево"). В настоящее время (неполный год) троллейбус прошел по маршруту 36 000 км, в том числе 11 000 км в режиме автономного хода.

Особенности эксплуатации троллейбуса:

  1. Литий-ионная батарея состоит из 168 элементов, соединенных последовательно. Переходные сопротивления кабелей связи между батареями должны быть минимальными и стабильными во всех условиях эксплуатации. Если это условие не выполняется, то электронная система контроля батарей (СКЗ), английская аббревиатура - BMS, начинает выравнивать заряды батарей, что может привести к снижению дальности автономного хода. Устраняется данный дефект жестким механическим креплением межэлементных перемычек. На дальность автономного хода также может влиять неточность измерений напряжения элементов батареи.
  2. Еще одна особенность работы литий-ионных батарей при отрицательных температурах проявилась в снижении скорости движения троллейбуса в режиме автономного хода при температуре окружающей среды ниже -10°С (в паспорте производителя батарей нижняя граница эксплуатации батарей указана -40°С). 
  3. К положительным эффектам эксплуатации подвижного состава в зимнее время можно отнести повышение внутреннего сопротивления батареи на морозе, что приводит к повышенному выделению батареей тепла (эффект термостатирования) и она достаточно быстро входит в рабочий режим, режиму термостатирования способствует и большая теплоемкость батареи. На практике получилось, что при температуре окружающей среды не ниже -25°С, за ночное время между рабочими сменами температура батарей остается положительной. Таким образом, проблемы движения утром в начале смены не возникает.

Дальность хода:

Рис. 1

 

На рис. 1 приведен пример расчета радиальных маршрутов троллейбусов с автономным ходом для удаления от контактной сети для троллейбусов СТ-6217. Левая нижняя стрелка показывает дальность маршрута, на котором эксплуатируется троллейбус с минимальным комплектом батарей (500 кг). При наличии на конце маршрута станции подзаряда аккумуляторов, этот троллейбус может удаляться на расстояние от контактной сети на 15 км.

С правой стороны диаграммы приведены расчетные дальности троллейбуса с автономным ходом с комплектом батарей массой около 1000 кг производства завода "Лиотех" (г. Новосибирск). Использование более мощной батареи позволит троллейбусу удаляться от контактной сети на расстояние до 28 км и до 56 км при использовании зарядного устройства на конечной станции. 

При правильно спроектированной схеме автономного хода подвижной состав может эксплуатироваться в регионах Российской Федерации.

 

© oaxite.com [ Главная | Продукция | Патенты, сертификаты | Видео | Контакты/реквизиты | Дочернее предприятие НИТ ]